Главная
Размер шрифта:AAAЦвет сайта:ЦЦЦИзображение:НастройкиОбычная версия

Настройка шрифта:

Выберите шрифт:TahomaTimes New Roman

Интервал между буквами:СтандартныйСреднийБольшой

Настройка цветовой схемы:

Чёрным по белому
Белым по чёрному
Тёмно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по тёмно-коричневому

Закрыть панельВернуть стандартные настройки

Детский сад
Пятница, 03.05.2024, 04:36    

Информация

 

Конкурсный проект по развитию мелкой моторики руки
 
 
 
- Просмотреть полную версию проекта в формате PDF
 

1. Общие сведения

Населенный пункт Село Колыон

Савина Галина Павловна

  • рождения (день, месяц, год) 16.10.1962
  • адрес (с индексом) 652137,с.Колыон,ул.Микрорайон,8
  • адрес (с индексом) 652137,с.Колыон,ул.Ленина,177

Рабочий телефон 83845334140

Рабочая электронная почта kolyon-sadik@mail.ru

Личная электронная почта galyasavina1962@mail.ru

  1. Работа. Должность (по штатному расписанию) воспитатель
  • работы (название учебного заведения по Уставу)

МКДОУ Колыонский детский сад №7

Год приема на работу 1987

Педагогический стаж 30

Курсы повышения квалификации

*2021г, АНО ДПО"Межрегиональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки" "Организация и содержание образовательного процесса в современной дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО",120 ч 

 * 2020 год ГАОУ ДПО Кемеровской области"Региональный центр подготовки персонала "ТЕТРАКОМ"  "Оказание первой медицинской помощи",24 часа.

Квалификационная категория 1 кв.категория

3. Образование – Среднее-специальное,Прокопьевский техникум физической культуры,25.07.1981г,физическая культура

Победитель районного конкурса «Педагогические таланты Кузбасса», (апрель 2017)

участник областного конкурса «Педагогические таланты Кузбасса» 2017 год)

 

Сегодня я представлю  конкурсный проект по развитию мелкой моторики руки «Тренируем пальчики девочкам и мальчикам».

Современной наукой доказано, что развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста напрямую зависит от состояния мелкой моторики, посему систематичная целенаправленная работа по её развитию помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребёнка. В свою очередь уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев и кистей рук и имеет особое, развивающее воздействие.

Наблюдая за детьми в младшей группе детского сада, я заметила, что, у многих детей мелкая моторика рук недостаточно развита. Одни не могли правильно держать ложку и письменные принадлежности, другие – работать с конструктором или мозаикой, третьи - застегивать - расстегивать застежки на одежде, не говоря уже о шнурках. Тогда я и выделила работу по развитию мелкой моторики рук детей младшего возраста как приоритетное направление воспитательно-образовательного процесса.

С Основной концепцией моей работы Вы можете ознакомиться, обратив внимание на демонстрируемый слайд.

Вы спросите, в чём заключается НОВИЗНА ПРОЕКТА, попытаюсь ответить: Федеральный государственный образовательный стандарт переносит акцент с формирования знаний, умений и навыков на воспитание общей культуры, развитие качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность ребенка не через систему знаний, а через эффективные формы организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Игре, как форме организации детской деятельности, отводится важная роль. Игра – особая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи, поэтому все «уроки» воспитания для дошкольников проходят в форме игры.

Одним из вариантов развивающих игр являются пальчиковые игры. Это не только замечательный способ формирования устной речи ребенка и мелкой моторики рук, но и прекрасная возможность в интересной игровой форме прививать культурно-гигиенические навыки, корректировать эмоциональное состояние, а также увлекательный способ провести время с пользой. Благодаря таким играм вырабатываются навыки общения с другими детьми и взрослыми, формируется понятие гендерной принадлежности, происходит приобщение к истокам народной культуры. В ходе игры расширяется кругозор, дети получают элементарные представления о труде взрослых, окружающем мире, осваивают счет, пространственные понятия. С помощью пальчиковых игр можно в интересной форме организовать любой режимный момент, совместную и самостоятельную деятельность детей, построить увлекательное занятие в детском саду и дома.

Определив ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ проекта, их Вы видите на слайде.

Выше изложенное определило выбор основного направления деятельности – ЭТО ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА.

 

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Повышение уровня развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук, способствующих повышению речевой компетенции у детей младшего дошкольного возраста, посредством использования разнообразной игровой деятельности, игровых пособий и проведения пальчиковых игр.

В соответствии с поставленной целью я решаю ряд задач,которые представлены Вашему вниманию на экране.

Настоящий проект ориентирован на воспитателей ДОУ, детей младшего дошкольного возраста и их родителей.

Проект является открытым (т.к. подразумевает контакт с семьёй), групповым, развивающим, познавательно-творческим. По продолжительности – долгосрочным, т.к. рассчитан на один учебный год и предполагает проведение занятий один раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий составляет 15 минут. Общее количество занятий в год - 36.

В проекте задействованы образовательные области познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического, физического развития.

Реализация проекта осуществляется в соответствии ряда принципов, которые Вы видите на экране: это принципы доступности, систематичности, интеграции, преемственности, индивидуального подхода к детям, комплексно-тематический принцип и принцип игровой подачи материала.

Непосредственно образовательная деятельность, Индивидуальная работа, Работа с подгруппами, Совместная деятельность, Самостоятельная деятельность детей являются основными формы деятельности по реализации проекта.

Обратив внимание на слайд, Вы видите, что применяемые формы и методы реализации для детей и родителей также вполне разнообразны.

Оценка эффективности проекта производится посредством анализа мониторинга и результатов наблюдений.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ представленного проекта состоит, на мой взгляд, в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.

В конечном итоге проект нацелен на следующие результаты:

- улучшится развитие общей и мелкой моторики у детей;

- положительная динамика в развитии речи, мышления и воображения, познавательно-речевых и творческих способностей;

- значительное повышение внимания и памяти;

- накопление впечатлений, личного опыта;

В отношении родителей ожидается приобрести в их лице помощников,

1. Проект традиционно разделен на три основных этапа, первым из которых является ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ, который включает в себя подбор и изучение психолого-педагогической литературы,эффективных технологий и методик, соответствующих теме проекта, изучение педагогического опыта, поиск новых методов и приемов для развития речи малышей с применением сенсомоторных игр, формирование комплекса необходимого методического материала. Цель: Повышение личной профессиональной компетентности.

Далее следуют разработка содержания проекта, планирование деятельности, определение средств и способов реализации проекта с целью обеспечения планомерного процесса реализации проекта, создание в группе необходимых условий развивающей среды, разработка диагностического комплекса, проведение диагностического обследования детей по развитию мелкой моторике на начало учебного года, разработка комплекса мероприятий с целью информирования родителей, повышения их компетенции по теме проекта, привлечения к плодотворному сотрудничеству.

Основной этап также разбит на ряд процессов 1. Составление перспективного плана деятельности по развитию мелкой моторики рук и речи детей на основе тематического планирования с подбором материала: игры и упражнения для пальцев и кистей рук с различными предметами, с элементами самомассажа, с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихотворений, сценок, статические, динамические упражнения.

Обратите внимания, на слайде презентации основной этап представлен более подробно.

2. Работа с детьми в процессе непосредственной реализации проекта ведётся с детьми младшей группы в течение всего учебного года во всех воспитательно-образовательных блоках: через непосредственно образовательную деятельность, через режимные моменты, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей.

В работе с детьми использую следующие игры и приёмы: разного вида шнуровки; пальчиковые игры-речёвки; игры с предметами, бумагой, крупой, карандашами, пуговицами, бусинами, природным материалом; игры с сухими бассейнами с различными наполнителями; нетрадиционная техника рисования и др.

3. Согласно плану проекта проводится и работа с родителями

Акцентирую внимание родителей на значимости их помощи. Отмечаю успехи активных родителей, занимающихся с детьми речевыми пальчиковыми играми.

На ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ проводится ряд процессов, представленных на слайде. Особо остановлюсь на анализе мониторинга уровня развития речи у детей младшей группы с целью определения эффективности проводимой работы в развитии тонких движений пальцев рук, в формировании психоречевого развития детей, с использованием диагностических методик оценки их психомоторного развития.

Проведение сравнительного анализа мониторинга по теме в начале года, промежуточных результатов работы над проектом (январь) и результатов в конце учебного года (май) помогает отследить успех каждого ребёнка и уделить особое внимание детям, которые показали низкий результат. В процессе проведённой работы были получены результаты, представленные на слайде в форме диаграммы. Анализ позволяет наиболее эффективно построить работу при реализации проекта в течение текущего учебного года и определить перспективу работы на следующий учебный год.

ПРОДУКТ ПРОЕКТ представлен рядом методических и дидактических материалов, комплексом компонентов развивающей среды, перечень которых Вы видите на слайде презентации.

По промежуточным итогам проекта все поставленные мной задачи успешно выполняются. У детей прослеживается положительная динамика формирования представлений и знаний о форме, цвете, величине предметов, положении их в пространстве, развиваются умения и навыки обследования предметов, способности группировать и дифференцировать предметы по определённому признаку, отмечаются улучшения качественного и «количественного» состава речи, навыков заучивания. Разные виды деятельности способствуют не только развитию речи, но и таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание. Улучшалась ориентировка в пространстве, усидчивость, терпение, желание доводить начатое дело до конца.В процессе реализации проекта дети приобретают практические умения и навыки, необходимые в жизни. Отмечается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами игровой пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, изготавливать атрибуты для пальчиковой игры. Дети с удовольствием стали использовать разнообразные игры и упражнения по развитию мелкой моторике, применять приобретённые навыки в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью.

Родители ознакомились с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значимости, охотно принимают участие в совместной деятельности, стали настоящими единомышленниками педагогов группы. У них сформировано осознанное отношение в необходимости развития сенсомоторных способностей детей.

Результаты проделанной в процессе реализации проекта работы показывают, что организация совместной деятельности взрослого с детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий, через создание специфической предметно-развивающей среды в группе и постоянное сотрудничество с родителями воспитанников, привела к значительному росту ручной умелости детей младшего возраста.

В дальнейшем я буду продолжать искать и разрабатывать новые методические приёмы и методы, которые будут способствовать развитию мелкой и общей моторики, самостоятельности и интереса к различным видам деятельности детей, работать по накоплению материалов по данной теме. Ещё одной перспективной задачей является создание системы мероприятий по работе с родителями используя нетрадиционные формы и методы работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ КОЛЫОНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 7

 

«ТРЕНИРУЕМ ПАЛЬЧИКИ ДЕВОЧКАМ И МАЛЬЧИКАМ»

ПРОЕКТ

ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

 

Автор проекта:

Савина Г.П.,воспитатель 1 квалификационной категории

 

ВВЕДЕНИЕ

О том, что движения пальцев тесно связано с речью, было известно давно. Еще во II веке до нашей эры китайские мыслители утверждали, что игры с участием пальцев руки приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Знали это с древних времён и на Руси. Знание это передавалось из поколения в поколение. Так, играя с маленькими, ещё не говорящими детьми, взрослые сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребёнка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока-ворона» и др.

«Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант.

Современной наукой доказано, что развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста напрямую зависит от состояния мелкой моторики, посему систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребёнка. В свою очередь уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев и кистей рук и имеет особое, развивающее воздействие. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделять развитию мелкой моторики пальцев.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, т.е. гибкость и точность движений пальцев рук и тактильной чувствительности, что является мощным стимулом развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.

Считаю, что проблема усугубляется и недостаточным просвещением родителей в области развития мелкой моторики рук ребёнка.

Наблюдая за детьми в младшей группе детского сада, я заметила, что, у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку и письменные принадлежности (ручки, кисти, карандаши), другие – работать с конструктором или мозаикой, собирать мелкие игрушки в контейнер, третье - застегивать - расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде, не говоря уже о пуговицах и шнурках. Тогда я и выделила работу по развитию мелкой моторики рук детей младшего возраста как приоритетное направление воспитательно-образовательного процесса.

Основная концепция моей работы заключается в целенаправленной и систематической деятельности по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста с использованием игровых пособий, пальчиковой гимнастики, дидактических игр и игровых упражнений, тренингов, проведение игровой артикуляционной гимнастики, что является основой в развитии речи детей.

Вся проводимая работа способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное – активизации психического и физического развития ребёнка.

Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста я отвожу произведениям устного народного творчества: потешкам, закличкам, песенкам, пальчиковым играм. Эмоциональное обращение в этих произведениях невольно заставляет малыша прислушиваться. При ритмичном повторении слов у ребёнка развивается речевой слух, закрепляется правильное произношение звуков. Знакомя детей с этими произведениями, мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям, ведь фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Устное народное творчество – это один из самых простых и интересных для ребёнка материалов, который позволяет быстро развить мелкую моторику рук, а как следствие, и речь детей.

Развитие мелкой моторики рук возникает не сразу. Взрослым (воспитателям, родителям) необходимо поощрять ребенка, чтобы он больше тренировался.

Таким образом, учитывая важность проблемы речевого развития, возникла необходимость расширения работы в данном направлении, что и привело к выбору темы проекта.

НОВИЗНА ПРОЕКТА

Федеральный государственный образовательный стандарт переносит акцент с формирования знаний, умений и навыков на воспитание общей культуры, развитие качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность ребенка не через систему знаний, а через эффективные формы организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Игре, как форме организации детской деятельности, отводится важная роль. Игра – особая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи, поэтому все «уроки» воспитания для дошкольников проходят в форме игры.

Одним из вариантов развивающих игр являются пальчиковые игры. Это не только замечательный способ формирования устной речи ребенка и мелкой моторики рук, но и прекрасная возможность в интересной игровой форме прививать культурно-гигиенические навыки, корректировать эмоциональное состояние, а также увлекательный способ провести время с пользой. Благодаря таким играм вырабатываются навыки общения с другими детьми и взрослыми, формируется понятие гендерной принадлежности, происходит приобщение к истокам народной культуры. В ходе игры расширяется кругозор, дети получают элементарные представления о труде взрослых, окружающем мире, осваивают счет, пространственные понятия. Многие игры основаны на сказочных сюжетах, что помогает формировать интерес и потребность в восприятии художественного слова, развивать память, воображение и речь. С помощью пальчиковых игр можно в интересной форме организовать любой режимный момент, совместную и самостоятельную деятельность детей, построить увлекательное занятие в детском саду и дома. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

ОБЪЕКТ ПРОЕКТА: процесс развития речи детей младшего возраста.

ПРЕДМЕТ ПРОЕКТА: система форм, методов и технологий развития речи средствами сенсомоторных игр.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Выше изложенное определило выбор основного направления деятельности: влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего возраста.