Главная
Размер шрифта:AAAЦвет сайта:ЦЦЦИзображение:НастройкиОбычная версия

Настройка шрифта:

Выберите шрифт:TahomaTimes New Roman

Интервал между буквами:СтандартныйСреднийБольшой

Настройка цветовой схемы:

Чёрным по белому
Белым по чёрному
Тёмно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по тёмно-коричневому

Закрыть панельВернуть стандартные настройки

Детский сад
Пятница, 17.05.2024, 16:05    

Информация

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Повышение уровня развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук, способствующих повышению речевой компетенции у детей младшего дошкольного возраста, посредством использования разнообразной игровой деятельности, игровых пособий и проведения пальчиковых игр.

В соответствии с поставленной целью я решаю задачи:

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. Изучить и систематизировать нормативно-правовые, практические, психолого-педагогические, технологические обоснования развития речи через развитие мелкой моторики рук.

2. Разработать систему работы по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе разнообразной игровой деятельности детей и использования игровых пособий.

3. Разработать и совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук, нацеленные на формирование и развитие речи.

4. Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук, формировать точность и координацию движений, гибкость, ритмичность у детей младшего возраста, используя разнообразные формы, методы и приёмы.

5. Повысить уровень речевой компетентности детей.

6. Привлечь родителей к сотрудничеству в работе над проектом. Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально – технической базы Уголка по сенсомоторному развитию детей.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: настоящий проект ориентирован на воспитателей ДОУ, детей младшего дошкольного возраста и их родителей.

ТИП ПРОЕКТА: открытый (в контакте с семьёй), групповой, развивающий, познавательно-творческий.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ (время проведения): долгосрочный.

Проект рассчитан на один учебный год и предполагает проведение занятий один раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий составляет 15 минут. Общее количество занятий в год - 36.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ, задействованные в проекте: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

• Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется через игровую деятельность.

• Принцип систематичности - решение задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и во всех видах деятельности.

• Принцип интеграции – взаимодействие всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.

• Принцип преемственности - учет разного уровневого развития детей.

• Принцип индивидуального подхода к детям – осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребёнку, исходя из знаний особенностей его развития.

• Комплексно-тематический принцип – позволяет сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью.

• Принцип игровой подачи материала - основной формой работы с детьми младшего возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Формы проведения:

• Непосредственно образовательная деятельность.

• Индивидуальная работа.

• Работа с подгруппами.

• Совместная деятельность.

• Самостоятельная деятельность детей.

 

Формы реализации для детей:

игры, тренинги, беседы, чтение, художественное творчество, пальчиковый театр, пальчиковые игры, гимнастика.

Формы реализации для родителей:

консультации для родителей, памятки, тематические родительские собрания, папки-передвижки, ширмы-раскладушки.

Методы реализации:

Показ, объяснение, наглядный пример, беседа, наглядная информация.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА: анализ мониторинга и результатов наблюдений.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ представленного проекта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Дети:

- улучшится развитие общей и мелкой моторики;

- к концу года у детей пальчики станут более ловкими, кисти рук - подвижными, гибкими, исчезнет скованность движений, движения обеих рук станут более согласованными;

- повысится интерес детей к пальчиковым играм, дети начнут овладевать сложными упражнениями;

- дети овладеют двигательными умениями, навыками, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.;

- отмечается положительная динамика в развитии речи, мышления и воображения.

- активизация познавательно - речевых и художественных способностей;

- значительное повышение внимания и памяти;

- накопление впечатлений, личного опыта;

-раскроется творческий потенциал детей.

Родители:

Повысится интерес у родителей к данному вопросу;

Расширится кругозор родителей о влиянии пальчиковых игр на развитие мелкой моторики детей;

Родители будут играть дома с детьми в пальчиковые игры;

Помощь и участие родителей в разнообразных мероприятиях.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА.

I этап – Диагностический ( Сентябрь)

1. Подбор и изучение психолого-педагогической литературы, эффективных технологий и методик, соответствующих теме проекта, изучение педагогического опыта, поиск новых методов и приемов для развития речи малышей с применением сенсомоторных игр.

Цель: Повышение своей профессиональной компетентности.

2.Проведение диагностического обследования детей по развитию мелкой моторики и речи детей на начало проекта.

Цель: Выявление отклонений в развитии тонких движений пальцев рук детей и сформированности речи дошкольников.

II этап – Организационный (Сентябрь-октябрь)

1. Разработка содержания проекта, планирование деятельности, определение средств и способов реализации проекта.

Цель: Обеспечение планомерного процесса реализации проекта.

2. Формирование комплекса необходимого методического материала, создание Уголка по сенсомоторному развитию детей, копилки пальчиковых игр, картотеки пальчиковых игр, библиотечки художественной литературы и произведений народного фольклора (песенки, заклички, потешки и т.д.) соответствующей возрасту детей.

Цель: Создание в группе необходимых условий развивающей среды.

III этап – Практический(Сентябрь-май)

1. Составление перспективного плана деятельности по развитию мелкой моторики рук и речи детей на основе тематического планирования с подбором материала:

- упражнения с элементами самомассажа;

- упражнения для кистей рук;

- игры и упражнения с различными предметами;

- статические упражнения;

- динамические упражнения;

- пальчиковые игры;

- упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихотворений, сценок.( Приложение)

2. Работа с детьми в процессе непосредственной реализации проекта.

Работа по развитию мелкой моторики рук ведётся с детьми младшей группы в течение всего учебного года во всех воспитательно-образовательных блоках: через непосредственно образовательную деятельность (рисование, развитие речи, конструирование, лепка, музыка), через режимные моменты (художественная литература, различные дидактические и подвижные игры, прогулки),в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей.

В работе с детьми применяются следующие игры и приёмы:

- разного вида шнуровки;

- пальчиковые игры-речёвки;

- игры с предметами, бумагой, крупой, карандашами, пуговицами, бусинами, природным материалом;

- игры с сухими бассейнами с различными наполнителями;

- нетрадиционная техника рисования и др.

3. Работа с родителями в процессе реализации проекта.

Для достижения наиболее высокого результата ведётся активная работа с родителями. В рамках реализации проекта подобрана наглядная информация для родителей по проблеме развития мелкой моторики рук у детей, а один раз в квартал родители встречаются в группе на семинары, мастер-классы, тренинги, провожу анкетирования, опросы, «Дни общения» (индивидуальные беседы).

Для родителей подобраны рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики и пальчиковой игры, размещены папки-передвижки в приёмной, для ознакомления родителей с информацией, проводятся консультации для родителей по вопросам, возникающим в процессе реализации проекта. (Приложение) Акцентируется внимание родителей на значимости их помощи.

IV этап – Обобщающий (Май)

1. Диагностика уровня развития речи у детей младшей группы. Проведение сравнительного анализа мониторинга в начале проекта и результатов в конце помогает отследить успех каждого ребёнка и уделить особое внимание детям, которые показали низкий результат.

2.Разработка методических рекомендаций (для педагогических работников, родителей) по развитию мелкой моторики и речи детей.

3.Оформление выставки предметов развивающей среды (персонажей пальчикового театра, тренажёров из подручных материалов и др.), изготовленными родителями группы.

Диаграмма

сформированности развития речи у дошкольников, посредством

развития мелкой моторики рук

После проведённой работы были получены следующие результаты.

Таким образом, целенаправленная систематическая поэтапная деятельность позволила улучшить показатели сформированности развития речи у детей младшей группы, посредством развития мелкой моторики рук .

Сравнительная диагностика по развитию речи

Проведённая диагностика по окончании периода обучения выявила положительную динамику в развитии речи детей

На начальном этапе работы показало, что высокий уровень(40%) , средний (38%) и низкий уровень(22%).

После проведённой работы были получены следующие результаты:

(64%) детей высокий уровень развития речи, (24%) детей средний уровень, (12%) остался низкий уровень развития речи.

Таким образом, целенаправленная систематическая и поэтапная деятельность позволила улучшить показатели по развитию речи.

2. Оформление выставки предметов развивающей среды (персонажей пальчикового театра, тренажёров из подручных материалов и др.), изготовленными родителями группы «Развиваемся сами, развиваем детей».

- Анкетирование родителей (для определения результативности проделанной работы).

ПРОДУКТ ПРОЕКТА

• Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук в младшей группе.

• Картотека пальчиковых игр.

• Картотека консультаций для родителей.

• Библиотечка методических пособий

• Библиотечка произведений устного народного творчества и художественной литературы по теме проекта.

• Уголок по сенсомоторному развитию детей младшего возраста.

• Игры и пособия для развития мелкой моторики, изготовленные своими руками.

• Выставка работ родителей «Развиваемся сами, развиваем детей».

• Мастер-класс по изготовлению пособий-игр по сенсомоторному развитию детей третьего года жизни.

ВЫВОДЫ.

Результаты проделанной в процессе реализации проекта работы показывают, что организация совместной деятельности взрослого с детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий, через создание специфической предметно-развивающей среды в группе и постоянное сотрудничество с родителями воспитанников, привела к значительному росту ручной умелости детей младшего возраста. Это доказывает, что развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребёнка. Развитие мелкой моторики является одной из основных проблем обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте.

Организуя среду и создавая условия для развития детей в детском саду, дома, а именно, игры и упражнения, пальчиковые разминки, направленные на развитие сенсомоторики, проводимые в системе с самого раннего возраста, развивают детей всесторонне, стимулируют скорейшее развитие речи, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д.

По промежуточным итогам проекта все поставленные мной задачи успешно выполняются. У детей прослеживается положительная динамика формирования представлений и знаний о форме, цвете, величине предметов, положении их в пространстве, развиваются умения и навыки обследования предметов, способности группировать и дифференцировать предметы по определённому признаку, отмечаются улучшения качественного и «количественного» состава речи, навыков заучивания. Разные виды деятельности способствуют не только развитию речи, но и таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание. Улучшалась ориентировка в пространстве, усидчивость, терпение, желание доводить начатое дело до конца. В процессе реализации проекта дети приобретают практические умения и навыки, необходимые в жизни. Отмечается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами игровой пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, изготавливать атрибуты для пальчиковой игры. Дети с удовольствием стали использовать разнообразные игры и упражнения по развитию мелкой моторике, применять приобретённые навыки в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью.

Родители ознакомились с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значимости, охотно принимают участие в совместной деятельности, стали настоящими единомышленниками педагогов группы. У них сформировано осознанное отношение в необходимости развития сенсомоторных способностей детей.

Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа воспитателями и родителями по развитию мелкой моторики детей посредством пальчиковой гимнастики, использование методических приемов, способствующих развитию детей, позволила добиться положительных результатов.

Развитие ребенка – это задача общества, но только совместная работа воспитателей и родителей дают наиболее благоприятные условия для развития полноценного и счастливого человека для общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целесообразно расширять подбор дидактических пособий и систематически использовать их в работе с детьми. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию способностей, положительно влияет на речь, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ НА БУДУЩЕЕ.

В дальнейшем я буду продолжать искать и разрабатывать новые методические приёмы и методы, которые будут способствовать развитию мелкой и общей моторики, самостоятельности и интереса к различным видам деятельности детей, работать по накоплению материалов по данной теме.

Ещё одной перспективной задачей является создание системы мероприятий по работе с родителями используя нетрадиционные формы и методы работы.

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года
  2. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (изменения ФЗ от 21.07.2011г. № 252-ФЗ).
  3. Образовательная программа Дошкольного образования МКДОУ Колыонский детский сад №7.
  4. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.
  5. Павлов, Л. Н. Раннее детство: Развитие речи и мышления: методическое пособие. – Москва: Мозаика – Синтез, 2000.
  6. Елецкая, О.В., Вареница, Ю. А. День за днём говорим и растём: - Творческий Центр «Сфера». - М., 2007.
  7. Лямина, Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: методическое пособие. - М: АЙРИС ПРЕСС, 2005. - 91с.
  8. Зажигина, О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.
  9. Тимофеева, Е. Ю., Чернова, Е.И. Пальчиковые шаги: упражнения на развитие мелкой моторики.
  10. Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика.
  11. Черенкова. Е. Развивающие игры с пальчиками.
  12. Новиковская, О.А. 1000 забавных пальчиковых игр.
  13. Дерягина, А.Б. Первые шаги. Баюшки - Баю.
  14. Крупенчук. О.И. Ладушки.
  15. Фурсова, И.В., Костенко О.И. Игры-забавы.
  16. Ермакова, С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трёх лет.
  17. Диченскова, А.М. Страна пальчиковых игр.
  18. Черенкова, Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры.
  19. Чуб, Н. Ловкие пальчики.
  20. Ладушки: пальчиковые игры для малышей. – М., 2005.
  21. Борисенко, М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют: развитие мелкой моторики. – М., 2003.
  22. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить.
  23. Савина, Л.П. Пальчиковые игры для детей от 1 до 3 лет. – М., 2007.
  24. Здравствуй пальчик! Как живешь?: картотека пальчиковых игр / сост. Л. Н. Калмыкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 247с.
  25. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / сост. Т.В. Калинина [и др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 151с.
  26. Рузина, М.С., Афонькин, С.Ю. Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для детей и взрослых. – СПб.: КРИСТАЛЛ. – 336 с., ил.
  27. Соколова, Е.В. Тренируем пальчики. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 48 с.: ил.
  28. Ткаченко, Т.А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2012. – 48с.: ил.
  29. Белая, А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М., 2000.
  30. Вайнерман, С.М.Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству / С.М. Вайнерман, Большов А.С., Силкин Ю.Р. – М.: Владос, 2001.
  31. Родительские собрания в детском саду: младшая группа / Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО, 2012.
  32. http://www.maaam.ru/maps/news/8975.html
  33. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/palchikovye-igry-20